Главная Совершенствование финансовой отчетности и аудита

ДАННЫЙ САЙТ СОЗДАН И ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ 
РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ АУДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ THORNTON SPRINGER


Ads on:
Индекс материала
Совершенствование финансовой отчетности и аудита во всем мире
Необходимость изменений
Основные положения
реализация
Заключение
Все страницы

Совершенствование финансовой отчетности и аудита во всем мире – Основные положения

Введение

В настоящем документе излагаются «Основные положения», представленные на первом заседании Международного форума развития бухгалтерского учета (далее - Форум) 14-15 июня 1999 г. представителями крупнейших аудиторских фирм. На втором заседании Форума, состоявшемся 21-22 октября 1999 г., «Основные положения» были доработаны и в документ вошли предложения по практическому решению проблемы. Кроме того, Форум утвердил данный документ как «Основные положения» Международного форума развития бухгалтерского учета. 

«Основные положения» подразделяются на следующие разделы:

  • Необходимость изменений;
  • Основные положения;
  •  Реализация "Основных положений"

 


 

 

 Необходимость изменений

Общепризнано, что во многих странах доступная финансовая информация не адекватна для целей проведения точной оценки рисков и для принятия инвесторами и прочими заинтересованными лицами обоснованных решений в международном масштабе. Качество финансовой информации не оправдывает ожиданий пользователей и не соответствует их требованиям. Особенно остро отсутствие прозрачной и достоверной финансовой информации ощущается в развивающихся странах, однако и во многих развитых государствах данная проблема стоит на повестке дня. Существующее положение дел отрицательно сказывается на качестве и эффективности фондового рынка и подрывает доверие общества.

 Финансовый кризис в Азии поставил под вопрос качество бухгалтерского учета и аудита в этих странах. По мнению многих экспертов, представители бухгалтерской и аудиторской профессии просто не выполняли свои профессиональные обязанности. В подтверждение своей точки зрения они приводят следующие факторы, усугубившие последствия кризиса и способствовавшие несвоевременной реакции на него: неполнота раскрываемой финансовой информации, отсутствие прозрачности, неудовлетворительные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, непоследовательность применения данных стандартов. 

 Члены Форума согласились с тем, что качество финансовой информации во многих странах значительно отстает от современных требований, поэтому необходимо срочно изменить данную ситуацию. В то же время члены Форума осознают, что для осуществления таких изменений следует обеспечить активное участие различных заинтересованных сторон, в том числе экономических субъектов, составляющих финансовую отчетность, регулирующих органов, органов, устанавливающих стандарты, правительств, инвесторов, а также представителей бухгалтерской профессии. Каждая из заинтересованных сторон должна принимать участие в анализе проблем и их практическом решении. Повышение качества информации с точки зрения ее прозрачности, сопоставимости и надежности приведет к снижению стоимости капитала и, таким образом, принесет существенную экономическую выгоду. 

 Основным фактором, усугубляющим данные проблемы, является отсутствие во многих странах эффективной системы корпоративного управления и корпоративной культуры, которые необходимы для предоставления качественной финансовой информации. В рамках реализации «Основных положений» крупнейшие аудиторские фирмы готовы сыграть роль лидеров. Фирмы собираются работать с остальными заинтересованными лицами над скорейшим повышением качества стандартов. В то же время пока не будут приняты окончательные решения, фирмы согласились осуществить мероприятия, направленные на частичное решение проблем в тех случаях, когда эти мероприятия находятся в их исключительной компетенции.  

 Одна из причин существенного несоответствия финансовой информации предъявляемым к ней требованиям заключается в следующем: еще не везде пользователи финансовой отчетности осознали, что предприятия, составляющие финансовую отчетность, обязаны публиковать финансовую отчетность в соответствии со стандартами, действующими в стране их регистрации. Стандарты могут быть представлены в виде закона, нормативных актов или правил профессиональных объединений, однако в любом случае компании, публикующие финансовую отчетность, обязаны их соблюдать. Организация, публикующая финансовую отчетность согласно требованиям законодательства, не может использовать альтернативные стандарты при ее подготовке. 

 В то же время аудиторы при составлении заключения о достоверности финансовой отчетности руководствуются национальными стандартами аудиторской деятельности. Последние также могут излагаться в законе, нормативных актах или правилах национального профессионального объединения. В правилах устанавливается форма аудиторского заключения, а иногда и детализированные стандарты проведения аудита. Аудиторские фирмы, зарегистрированные в любой отдельно взятой стране, обязаны соблюдать соответствующие нормативные акты.

 В силу очевидных обстоятельств ни одна страна не уделяла должного внимания потребностям поставщиков финансовых ресурсов в другие страны: в центре внимания всегда были национальные интересы. Международному финансовому и деловому сообществу необходимо учитывать требования транснациональных пользователей финансовой отчетности в условиях, когда компании, составляющие финансовую отчетность, и аудиторы функционируют в рамках национального законодательства.


 

 Основные положения

В основе документа лежит стремление создать систему отчетности о результатах деятельности хозяйствующих субъектов, которая удовлетворяет интересам предприятий, составляющих финансовую отчетность, и пользователей во всем мире. В настоящем документе речь идет не только о стандартах бухгалтерского учета и отчетности, но и об общепринятой системе корпоративного управления, единых требованиях к бухгалтерской и аудиторской профессии, регулированию и образованию как в частном, так и государственном секторе. Предусматривается глобальное применение «Основных положений», при этом настоящий документ применяется в равной степени и в развитых, и в развивающихся странах.

 

Для осуществления поставленных в «Видении проблемы» целей следует рассмотреть несколько основных аспектов. Вся финансовая отчетность общего назначения должна составляться с использованием единых глобальных концептуальных принципов, предусматривающих единые критерии оценки объектов учета, а также раскрытие достоверной и полной информации. Концептуальные принципы должны позволять пользователям получить прозрачную картину об экономических показателях хозяйственных операций, при этом следует исходить из необходимости строгого и последовательного соблюдения указанных принципов.

 За один день не удастся выполнить поставленные в настоящем документе цели, предстоит длительная работа. В большинстве стран следует повысить качество национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, взяв за основу МСФО в качестве минимальных требований. Исключение составляют те страны, в которых национальные стандарты находятся на более высоком качественном уровне по сравнению с МСФО. Слепое применение МСФО в не подготовленных к ним странах может причинить больше вреда, чем пользы. Таким странам нужно предоставить время для развития достаточной инфраструктуры, позволяющей эффективно применять МСФО. Осуществление изменений потребует определенного времени. Между тем в используемой за рубежом финансовой отчетности необходимо четко указывать на ее соответствие национальным стандартам, действующим в стране данного конкретного предприятия, а не международным стандартам или нормам других государств. Эту информацию следует раскрывать в пояснениях к финансовой отчетности, а также в аудиторском заключении. 

 Для осуществления поставленных в «Видении проблемы» целей следует создать эффективную глобальную аудиторскую профессию. В настоящем документе предполагается, что аудит финансовой отчетности общего назначения должен проводиться в соответствии с единой глобальной системой аудиторских стандартов, которая обеспечивает доверие пользователей к результатам, финансовому положению и изменениям финансового положения хозяйствующих субъектов, при этом необходимо осуществлять последовательное и строгое применение данной системы стандартов. Внедрение международных стандартов аудита приведет к значительному совершенствованию национальных стандартов во многих странах. В результате применения новых глобальных стандартов, разрабатываемых Международной федерацией бухгалтеров, появятся единые высококачественные стандарты профессиональной этики, предусматривающие, в частности, соблюдение принципа независимости. Кроме того, целесообразно внедрить единые процедуры, обеспечивающие эффективный внешний и внутренний контроль за качеством работы аудиторов.

 При установлении требований к национальной системе корпоративного управления необходимо обеспечить увязку функций и обязанностей менеджмента, директоров, ревизионных комиссий и аудиторов с моделью финансовой отчетности, представленной в настоящем «Видении проблемы». Законодательство о финансовой отчетности должно выйти за рамки национальных особенностей и особое внимание уделить вопросам коррупции, мошенничества и искажения информации.

 Регулирующие органы обязаны устанавливать правила поведения в соответствии с «Основными положениями». Они должны выступать в качестве органов, контролирующих исполнение принятых стандартов, и обеспечивать оперативное и эффективное устранение отступлений от установленных норм. Регулирующие органы должны поддержать использование единых стандартов и требований к отчетности финансовых институтов, страховых компаний и других организаций, находящихся в их компетенции. 

 Успешному выполнению целей, поставленных в настоящем «Видении проблемы», существенно мешает то, что лицам, составляющим финансовую отчетность, пользователям финансовой информации, органам государственной власти, бухгалтерам, аудиторам и регулирующим органам не хватает знаний и образования в области высококачественных стандартов бухгалтерского учета и аудита. Обеспечить выполнение плана реализации настоящих «Основных положений» не представляется возможным при отсутствии надлежащего уровня квалификации и навыков в сфере стандартов. В процессе обучения следует не только уделить внимание преимуществам внедрения высококачественных стандартов и их надлежащему использованию при подготовке финансовой информации, но и информировать пользователей и бухгалтеров об ограничениях по применению данных стандартов. 

 Реализовать «Основные положения» удастся только при активном участии целого ряда заинтересованных сторон, которые должны взять на себя обязательства по внедрению соответствующих методов и процедур – бухгалтерская профессия или какой-либо другой участник в одиночку не смогут выполнить задачи, поставленные в настоящем «Видении проблемы»: необходимо установить «партнерские» связи между национальными и международными организациями. 

 Заинтересованным сторонам придется вместе работать над практическим осуществлением изменений. Органы государственной власти обязаны продвигать законы, регламентирующие практику бухгалтерского учета и аудита, подавать пример в отношении прозрачности раскрываемой информации о результатах деятельности правительства и государственных предприятий. Организации, устанавливающие стандарты, и регулирующие органы создают стандарты, используемые в данной стране, эффективность которых зависит от степени адекватности механизма, обеспечивающего их соблюдение. Органы государственной власти, регулирующие органы и организации, устанавливающие стандарты, должны повысить качество стандартов бухгалтерского учета, аудита и профессиональной этики в своем регионе, а также расширять сотрудничество на международной арене.

 Устанавливая критерии, используемые при принятии решений о финансировании, инвесторы оказывают существенное влияние на методы ведения бухгалтерского учета и содержание применяемых аудиторских стандартов. У международных финансовых институтов имеются широкие возможности оказывать влияние либо через условия предоставления займов отдельным странам, либо посредством финансирования проектов по созданию инфраструктуры. Они также могут выполнять более общие функции в качестве катализатора изменений.

 Предприятия несут ответственность за подготовку и публикацию финансовой отчетности. Поэтому именно к ним следует обратиться в первую очередь в случае наличия недостатков в системе составления отчетности. Необходимо внедрить четко определенные методы корпоративного управления.

 Высшие контрольно-ревизионные органы играют непосредственную роль в аудите деятельности правительства и государственных предприятий. Бухгалтерская и аудиторская профессия при посредничестве своих международных, региональных и национальных объединений, а также крупнейшие фирмы вместе или по отдельности должны продолжать работу над совершенствованием стандартов.


 

 Реализация «Основных положений»

Для успешной реализации настоящих «Основных положений» потребуются совместные усилия при активном содействии всех соответствующих участников рынка. Предлагается создать «Партнерство» всех заинтересованных организаций. Очевидно, характер совместной деятельности будет варьироваться в зависимости от предназначения той или иной организации. Например, задачи организации, представляющей интересы регулирующих органов, отличаются от задач объединения международных финансовых институтов. Однако в целях принятия настоящего «Видения» к партнерам предъявляются несколько общих требований. Все объединения должны работать в рамках единой программы и осуществлять координацию планов работы. Всем объединениям необходимо выработать положительное отношение к «Основным положениям». В частности, это означает отказ от публичной критики «Видения», по крайней мере на первоначальном этапе его внедрения.

 Каждому объединению следует приложить максимум усилий для изыскания ресурсов или установления контактов, которые помогут в разработке и реализации Планов действий в конкретных странах. Объединению необходимо по мере возможности предусмотреть выделение средств на проектное финансирование. Естественно, это возможно только в том случае, если мероприятия, проводимые в рамках Плана действий в конкретной стране, находятся в сфере компетенции соответствующих институтов. Все объединения или «партнеры» должны быть готовы взять на себя управление или общий контроль за реализацией «Видения». 

 Более конкретные функции зависят от характера объединения. Например, регулирующим органам и организациям, устанавливающим стандарты, следует:

 И наоборот, международные финансовые институты выполняют другие функции, в том числе они:

 Выполнение таких важных функций предусматривает принятие на себя значительных обязательств. Одним из необходимых условий успешной реализации «Видения» является обязательство участвовать в совместных мероприятиях. 

 Нижеследующая таблица наглядно демонстрирует комплексный характер процесса изменений, в котором должен участвовать целый ряд заинтересованных сторон. Таблица подтверждает, что стоящие перед нами комплексные проблемы разрешимы только в том случае, если партнеры смогут вместе работать для достижения заранее согласованной цели, приняв на себя обязательства в отношении осуществления необходимых и подчас очень сложных изменений. 

Общий надзор за реализацией «Основных положений» будет осуществлять Форум. В компетенцию Форума входит разработка общих рекомендаций по практической реализации «Видения», определение приоритетов и установление общих графиков работы. Форум будет регулярно отчитываться о достигнутых результатах. В дополнение к участникам первого и второго заседаний Форума в его состав целесообразно включить других представителей органов государственной власти, предприятий, публикующих финансовую отчетность, а также частных инвесторов.

 

Международный организационный комитет осуществляет оперативную работу. Он контролирует ход реализации «Основных положений» в отдельных странах в части, касающейся всех вышеуказанных пяти компонентов системы финансовой отчетности, а именно: высококачественные стандарты финансовой отчетности, эффективная система корпоративного управления, высококвалифицированная бухгалтерская и аудиторская профессия, устойчивая система регулирования и система всестороннего образования. Комитет отслеживает ход реализации программы в отдельных странах, разрабатывает общие и конкретные инструкции, помогает находить решения в случае, если группы представителей тех или иных стран сталкиваются с трудностями в своей деятельности. Кроме того, Комитет может способствовать выделению средств в рамках проектного финансирования при соответствующих обстоятельствах. Организационный комитет регулярно отчитывается перед Форумом. 

После создания Международного оргкомитета можно перейти к разработке планов действий на уровне отдельных стран. Кроме того, необходимо будет согласовать основные международные эталоны [ориентиры] в каждой соответствующей области. Учитывая, что разработка плана действий, по крайней мере на первых этапах, потребует значительного инструктажа, следует определить страны, которым нужно уделить особое внимание на первой стадии. Затем необходимо оперативно выявить основные критические точки.

На следующей стадии проводится сопоставление с международными эталонами [ориентирами] в каждом из основных направлений с тем, чтобы выявить расхождения и разработать конкретный детальный план действий по всем приоритетным направлениям. Если в соответствии с Планами действий в конкретных странах предполагается повысить уровень действующих норм до общепринятых высококачественных стандартов, мы должны прийти к консенсусу в отношении того, что понимается под общепринятыми высококачественными стандартами. Другими словами, необходимо определить единые эталоны [ориентиры].  

В частности, в целом ряде развивающихся стран работу следует начинать с государственного сектора. Основными направлениями являются вопросы профессиональной этики, прозрачности информации, бухгалтерского учета и аудита в государственном секторе. В качестве международных эталонов [ориентиров] в данной области могли бы послужить «Конвенция ОЭСР о борьбе со взяточничеством иностранных государственных должностных лиц», «Рекомендации Совета ОЭСР по совершенствованию норм этики в государственном секторе», разработанная в INTOSAI система стандартов бухгалтерского учета и аудита, а также рекомендации Международной федерации бухгалтеров по учету в государственном секторе.

В области регулирования в качестве международных эталонов [ориентиров] выступают «Отчет IOSCO о задачах и принципах регулирования рынка ценных бумаг», «Основные принципы эффективного надзора за банковской деятельностью» и прочие материалы Базельского Комитета.

В качестве международных эталонов [ориентиров] для системы корпоративного управления в частном секторе могут послужить «Принципы корпоративного управления ОЭСР».

Методические указания Международной федерации бухгалтеров представляют собой ориентиры для определения эффективности бухгалтерской и аудиторской профессии в частном секторе. Что касается финансовой отчетности, то в качестве эталона или нормы должны выступать МСФО за исключением тех стран, в которых национальные стандарты бухгалтерского учета находятся на более высоком качественном уровне по сравнению с МСФО. Международные стандарты аудита являются эталоном [ориентиром] для аудиторской деятельности. И наконец, Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров представляет собой подходящий эталон [ориентир] в сфере профессиональной этики, в том числе в отношении принципа независимости аудиторов.

В процессе сопоставления с международными эталонами [ориентирами] выявляются расхождения между действующей практикой и международными стандартами. На основании полученных результатов разрабатывается план действий. План действий должны утвердить представители заинтересованных групп данной страны и Международного организационного комитета. 

 

выполнения отдельных элементов плана действий в каждой стране создаются специализированные группы. Оргкомитет страны представляет собой своего рода рабочую группу, в которую входят другие заинтересованные стороны, в том числе представители правительства, регулирующих органов, организаций, устанавливающих стандарты, специалисты профессиональных объединений, международных организаций, составители и пользователи финансовой отчетности, а также представители учебных заведений.

Представляя настоящий Документ на заседании Форума в июне 1999 г., крупнейшие аудиторские фирмы изложили принятые на себя обязательства. Фирмы признали необходимость адекватного реагирования на постоянно меняющиеся потребности рынка капитала. Они выразили готовность взять на себя роль лидера и определить изменения, необходимые для обеспечения более качественного удовлетворения требований фондового рынка. Кроме того, фирмы заявили о своем намерении тесно сотрудничать со всеми заинтересованными лицами в целях осуществления необходимых изменений и перейти к их незамедлительной реализации в тех случаях, когда такие изменения находятся в рамках компетенции фирм. 

 Обязательства были подтверждены на заседании Форума в октябре 1999 г., на котором представители крупнейших фирм разъяснили то, каким образом они собираются создавать необходимые условия для реализации «Основных положений». В процессе дальнейшего содействия в выполнении «Основных положений» планируется сформировать «партнерские» связи, учредить Оргкомитет и согласовать первый перечень стран, в которых будут разработаны планы действий.


  Заключение

 Цель настоящих «Основных положений» заключается в повышении качества финансовой информации, раскрываемой в интересах глобальных пользователей, что позволит адекватным образом реагировать на быстро меняющиеся потребности мировой экономики. Партнерские связи, устанавливаемые в соответствии с «Основными положениями», представляют собой эффективный механизм для осуществления изменений, в результате которых повысится качество стандартов и увеличится степень эффективности работы фондового рынка в интересах всего общества в целом.

 

 

 
THORNTON SPRINGER
выражает благодарность Международному центру реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ - ICAR) за предоставленные материалы.

Ads on:
Самое читаемое

Warning: Creating default object from empty value in /home/tsr-consul/ias-msfo.ru/docs/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/tsr-consul/ias-msfo.ru/docs/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/tsr-consul/ias-msfo.ru/docs/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/tsr-consul/ias-msfo.ru/docs/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/tsr-consul/ias-msfo.ru/docs/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Использование текстов и фотоматериалов без ведома администрации запрещено
©2001-2012 Международная аудиторская компания "Торнтон Спрингер"
Яндекс цитирования

Ads on: